Что получится, если скрестить утилитарный мотовездеход с его всепролазностью и гольф-кар для разъездов по газонам? Правильно, американский Polaris Ranger, законодатель моды среди машин такого класса. Этот грузовичок, созданный на базе агрегатов модели Sportsman 700EFI, находится на стыке двух миров: четырехколесников для «верховой» езды и автомобилей-вседорожников.
Перед началом теста осматриваем Ranger со всех сторон. Ничего лишнего — все по-спартански скромно и функционально, но в то же время необычно. Два сиденья (водительское и пассажирское) — главное отличие от мотоцикла. На этой модели может поместиться и третий человек — ширина позволяет. Однако сиденья жестковаты — на то Ranger и утилитарник, чтобы водитель не чувствовал себя как дома на диване. В отличие от автомобилей, рулевое колесо здесь смещено вперед, поэтому человеку со средним размером талии можно спокойно плюхаться на сиденье.
Каркас безопасности защищает в случаев переворота — такого на мотовездеходах тоже не встретишь. Еще одно отличие — органы управления, как у автомобиля: руль-«баранка», педали газа и тормоза под правой ногой. Из органов управления присутствуют кнопка «раздатки» и селектор режимов работы вариатора. Положений пять: «вперед», «вперед на пониженной передаче», «назад», «нейтраль» и «парковка».
Как и у всех прочих утилитарных ATV от Polaris, на Ranger предусмотрена багажная система Lock&Ride. Она совместима с большинством фирменных аксессуаров и максимально упрощает фиксацию дополнительного оборудования на машине: от креплений футляров с охотничьими ружьями до багажных кофров, ящиков и пр. Широки возможности тюнинга. Для охотников, например, — камуфляжные чехлы, остекление кабины, подогреватели, держатели для двух ружей, «мягкие» двери. В варианте для стройки есть несколько модификаций прицепов под различные грузы: европоддон или контейнер, нож-отвал, превращающий Ranger в бульдозер, и много другого полезного оборудования. Многоплановость и универсальность — самые сильные аргументы в пользу Ranger.
Поднимаем капот — взору открывается могучий двигатель от квадроцикла Sportsman 700 EFI. Он двухцилиндровый, с жидкостным охлаждением и системой электронного впрыска топлива. Какова мощность — неизвестно: ныне производители, согласно какому-то американскому циркуляру, ее не указывают. Но если вдавить педаль акселератора в пол, то приходит понимание мощи, скрытой под капотом. Тут забываешь, что управляешь машиной в полтонны весом. Хоть это не спортивный снаряд, а «рабочая лошадка», но кто сказал, что в этом случае плохо иметь солидный запас мощности?
Конструкция ходовой части у Ranger рассчитана на самое непролазное бездорожье. Дорожный просвет составляет 300 мм при базе менее двух метров. Впрочем, будущим владельцам надо посоветовать быть осторожнее и помнить прописную истину: «чем круче джип, тем дальше идти за трактором». Важную роль играют большие хода независимых подвесок — передней, типа МакФерсон, и задней на А-образных рычагах. Но геометрическая проходимость — это еще не все, водители многих автовездеходов знают о такой напасти, как диагональное вывешивание, которое лечится только блокировками межколесных дифференциалов. На «Рэйнджере» они есть и (проверено!) работают прекрасно.
Невозможных вещей не существует: в конце теста удалось-таки засадить аппарат, несмотря даже на резину Carlisle РХТ, рассчитанную на уверенное передвижение по глубокой грязи. Активно работая короткой ручкой переключения вариатора, удалось освободить засевшую в грязи машину. И вот опять Ranger несется по полю как ни в чем не бывало…
После жидкой грязи самое время проверить тормоза. Они дисковые, гидравлические, и не вызывают никаких нареканий. Это, пожалуй, лучшая похвала. Педаль тормоза имеет внятный свободный ход и очень информативна.
Последний штрих к итогам теста. У разных водителей так и не сложилось общего мнения, на что же больше походит управление Ranger: на езду на мотовездеходе или автомобиле-вседорожнике. Но все сошлись в одном: это машина, на которой можно и поработать, и покататься с удовольствием.
Источник: Спецвыпуск «За рулём» #12 (13) 2008.