После Второй Мировой войны итальянская авиационная и судостроительная промышленность находилась в плачевном состоянии. Помимо того, что основные мощности были разгромлены бомбардировками союзников, по условиям капитуляции Италии запрещено было иметь флот и собственную авиацию. Поэтому для многих компаний подобные условия означали крах – но не для компании Piaggio. Владелец компании Энрико Пьяджио в срочном порядке начал диверсификацию своего производства, мудро решив, что в условиях послевоенного кризиса итальянцам необходимо дешевое средство передвижения, так как даже мотоциклы будут для них слишком дорогими.
При проектировании нового транспортного средства инженер Коррадино Де Асканио использовал инженерные решения, которые использовались в военных мопедах американских и британских десантников, но добавил ряд собственных уникальных элементов, почерпнутых из авиационной промышленности.
Прежде всего, главным отличием мотороллера (так Де Асканио назвал свое детище) от мопедов и мотоциклов являлась полностью безрамная конструкция. Вместо рамы роль несущей конструкции выполняли детали кузова. Они имели простые формы и изготавливались методом обычной штамповки, что считался самым простым и технологичным. Двигатель имел рабочий объем всего 91 см3 и мощность в 3.3 л.с. – его компактные габариты позволили установить его справа сзади, прямо возле ведущего колеса. Чтобы кузов не выглядел ассиметрично, с другой стороны было сделано место под запасное колесо, благо типоразмер всего 3,5-8″ позволил это сделать.
Поклонники мотоциклов с презрением отнеслись к появлению новинки. Хотя первый мотороллер появился в 1946 году, на промышленное производство в несколько тысяч штук в год компания вышла лишь в 1948 году. К 1949 году количество этих мотороллеров, произведенных компанией Piaggio, составило более 30 000 штук – горожане по достоинству оценили низкую стоимость новинки, ее небольшие и компактные габариты, необычную конструкцию, позволяющей защитить ноги водителя от грязи и воды, а также расход в 2 литра на 100 км.
Толчком к настоящему буму на Vespa (такое имя получил мотороллер за свое сходство с осой) стал Голливуд. Чтобы оттенить контраст между главными героями своей картины «Римские каникулы», режиссер Уильям Уайлдер показал героя Грегори Пека раскатывающим на мотороллере Vespa, который только набирал популярность. Учитывая то, что в Европе «Римские каникулы» собрали в прокате в 6 раз больше, чем в США, а Одри Хёпберн за этот фильм получила свой первый «Оскар», «Веспа» получила признание не только в Италии, но также в Германии, Бельгии, Франции, Испании и Великобритании. На берегах Туманного Альбиона очень быстро появилась целая субкультура – моды, обязательным атрибутом которых был мотороллер Vespa.
Мотор в 3.3 л.с был слишком маломощным для того, чтобы передвигаться с двумя пассажирами в городе, поэтому уже в 1948 году появилась модель «Vespa 125», оснащенная мотором объемом 125 см3, развившим мощность в 4 л.с. С 1953 года его мощность увеличена до 4.5 л.с.
В 1954 году, как раз после выхода «Римских каникул» на экраны, появилась еще более мощная версия мотороллера – «Vespa 150». В качестве силового агрегата использовался двухтактный 5.5-сильный мотор объемом 150 см3.
Наравне с типично городскими моделями, имевшими небольшую мощность и невысокую скорость, компания Piaggio под брендом Vespa стала развивать линейку «спортивных» мотороллеров.
Несмотря на жесткую конкуренцию со стороны дешевых китайских и корейских скутеров, мотороллеры Vespa до сих пор пользуются огромной популярностью, а сам бренд регулярно выпускает обновления модельного ряда. В настоящий момент Vespa предлагает следующие модели: