Звоните ежедневно с 10:00 до 21:00

Автоквадроциклы

Если мотовездеходы (они же квадроциклы или ATV — кому как больше нравится их называть) уже стали привычным атрибутом мо­тосалонов и частенько встречаются в сельской местности, то автоквадроциклы (похожие машинки, но с автомо­бильным рулем и сиденьем бок о бок) пока редки и вызывают недоумение. Люди гадают, что это: то ли маленький трактор, то ли грузовичок, то ли багги… Судя по органам управления — автомо­бильная техника. Но до джипов явно не дотягивает: нет присущего им комфор­та, даже самого элементарного — как у «уазиков» или схожих с ними Defender. Отсутствует крыша над головой, печка, лобовое стекло со стеклоочистителем и омывателем. С мотовездеходами (соб­ственно, из них вырос этот необычный класс) их роднят шины, подвески, мо­тор. Но отличают замкнутый руль, по­садка рядком, да еще спинки у сидений. Это помогает избавиться от врожден­ных недостатков мотовездеходов: одноместности, малой грузоподъемности, уязвимости водителя в непогоду и низ­кой пассивной безопасности.


Причислять их к багги также неверно, поскольку багги имеют сугубо спортив­ную направленность, и у них не бывает полного привода. Мини-трактором тоже не назовешь — амбиции у нового класса явно выше, как и цена. По компонов­ке основных агрегатов они ближе всего к мотовездеходам: мотор расположен посредине, между сиденьями водителя и пассажира, сверху закрыт пластико­вым кожухом. Трансмиссия и шасси такие же, как на утилитарных мотовез­деходах: вариатор, возможность подключения переднего привода, блоки­ровка дифференциала, понижающая передача и задний ход. Передняя и зад­няя подвески — чаще всего независи­мые, с большим рабочим ходом.

Многим не нравятся мотовездеходы из-за того, что на них нужно сидеть вер­хом на сиденье без опоры для спины, держать в руках руль-палку, на котором расположены рычаги и переключатели. И при этом, чтобы не сделать «уши» на поворотах, нужно активно работать те­лом, наклоняясь из стороны в сторону. То ли дело автомобильная посадка: си­дишь расслабленно в кресле со спинкой, в руках привычная «баранка», под нога­ми — педали тормоза и газа. Пассажир тут же, рядом, и не надо беспокоиться, что он вывалится на кочках или при резком разгоне. Защита от непогоды также лучше, чем на квадроцикле. Как и в автомобиле, нужно пристегиваться ремнями, сзади и сверху сидений уста­новлен каркас безопасности, на кото­рый можно установить дополнительные фары и легкосъемную кабину. Вход — сбоку, но дверей либо нет совсем, либо они легкосъемные. В общем, с какой стороны ни посмотри, у автоквадроциклов одни плюсы. Даже удивительно, что вышли на рынок они совсем недав­но, гораздо позже АТV.

 

Трудности возникают не только с классификацией, но и с названием класса. Даже за границей, где автоквадроциклы продаются более 10 лет, их именуют по-разному. Чаще всего — UTV (Utility Vehicle — утилитарное транспортное средство), а также «SxS» (side-by-side, что буквально переводится как бок о бок) или по названию модели, которая у каждого крупного производи­теля стала именем нарицательным. Так, у Kawasaki это Mule («Мул»), у Polaris — Ranger («Рейнджер»), у Arctic Cat — Prowler («Бродяга»), у Yamaha — Rhino («Носорог»), у Deer — Gator («Аллига­тор»). В общем, принимать следует их такими, какие они есть, — гибриды, за­полняющие нишу между мотовездехо­дами и вседорожными автомобилями.

Для кого же предназначены мотовездеходы класса side-by-side? Прежде всего для того, кому автомобиль-пикап кажется слишком большим и тяжелым, а мотовездеход — маленьким и излишне спортивным. В Америке, на чей рынок в основном и нацелены эти аппараты,их покупают фермеры, строители, ра­ботающие вдалеке от дорог, сельские жители, охотники, рыболовы, лесники. Благодаря объемному кузову машинки удобны и для перевозки инвентаря для гольфа. A Polaris Ranger и Deer Gator используются наряду с Hummer в во­оруженных силах США при проведении спецопераций. Еще одно важное пред­назначение — охота. Для машин вы­пускаются специальные кронштейны для перевозки ружей, которые закре­пляются на трубах защитного каркаса. С таким же успехом вместо ружей можно закрепить удочки — и поехать «охотиться» на рыбу.Несмотря на оче­видные достоинства автоквадроциклов, их производят сравни­тельно недолго и огра­ниченное число фирм.

На американском рынке одними из первых в 1993 г. по­явились утилитарники семейства Gator от старейшей американской трактор­ной компании John Deere (современное название Deere&Company). Эстафету приняла японская компания Kawasaki: в 1997 г. она вывела в свет модель Mule. А годом позже крупнейший амери­канский производитель мототехники и снегоходов Polaris запустил сразу две модели под именем Ranger, в том числе одну колесной формулы 6×6.

Успех новых машин подтолкнул дру­гого японского мотогиганта Yamaha к разработке модели Pro Hauler 700, а позже — семейства Rhino. В том же 2003 г. разродился автоквадроциклом и канадский концерн BRP — модель на­зывалась Sarasota1000 и подготовлена была в содружестве с Deere&Company. Впрочем, выпускалась она всего два года. В 2004 г. американский филиал крупной японской компании Kubota Tractor Corp. выпустил модель RTV900 с 3-цилиндровым дизелем и гидроме­ханической коробкой передач. Годом позже еще один американ­ский производитель ATV и снегоходов Arctic Catвыпустил свою версию под на­званием Prowler.

Продукция каждого производителя име­ет свою изюминку. У Deere и Polaris это 6-колесные полноприводные модели, причем на задние колеса можно на­деть легкие гусеницы. Kawasaki и Deere предлагают дизельные двигатели, ма­шиныKubota имеют гидроподъемник кузова и могут оснащаться легкой каби­ной с кондиционером воздуха.

Общая тенденция развития авто­квадроциклов — наращивание рабоче­го объема мотора и мощности, уклон в спортивность моделей в ущерб их утилитарности. Яркий пример тому —
Ranger RZR 2008 модельного года. У него новая компоновка: мотор пере­ехал назад, за сиденья водителя и пас­сажира, которые, кстати, стали анато­мическими. Фермерский кузов уступил место крохотному каркасному багаж­нику. В общем, машина приблизилась к багги как по внешнему виду, так и по улучшенным ходовым качествам. Аппа­рат выделяется самым мощным инжек­торным мотором (760 см3, 64 л. с). Тем же путем пошли и апологеты самого утилитарного семейства Mule, у кото­рых максимальная скорость ограничена 40 км/ч.

На американском рынке встречают­ся автоквадроциклы компаний Тоrо и E-Ton America, но они больше похо­дят на игрушки для взрослых, чем на рабочие аппараты. Последние два года активизировались китайские компа­нии. Их машины выделяются низкой ценой при непонятных пока показате­лях надежности и долговечности.

На российский рынок попадают единичные модели автоквадроци­клов. Те, кому действительно нужна подобная машина, скорее купят за те же деньги какой-нибудь «уазик», гусеничный «Ухтыш» на его базе или трактор «Беларусь». А те, кому она нужна для развлечения, скорее возь­мут спортивный квадроцикл и будут на нем заряжаться адреналином. Но ситуация быстро меняется, и вскоре следует ожидать рост популярности машин side-by-side.

Источник: Спецвыпуск «За рулём» #12 (13) 2008.

24.05.2016