Если мотовездеходы (они же квадроциклы или ATV — кому как больше нравится их называть) уже стали привычным атрибутом мотосалонов и частенько встречаются в сельской местности, то автоквадроциклы (похожие машинки, но с автомобильным рулем и сиденьем бок о бок) пока редки и вызывают недоумение. Люди гадают, что это: то ли маленький трактор, то ли грузовичок, то ли багги… Судя по органам управления — автомобильная техника. Но до джипов явно не дотягивает: нет присущего им комфорта, даже самого элементарного — как у «уазиков» или схожих с ними Defender. Отсутствует крыша над головой, печка, лобовое стекло со стеклоочистителем и омывателем. С мотовездеходами (собственно, из них вырос этот необычный класс) их роднят шины, подвески, мотор. Но отличают замкнутый руль, посадка рядком, да еще спинки у сидений. Это помогает избавиться от врожденных недостатков мотовездеходов: одноместности, малой грузоподъемности, уязвимости водителя в непогоду и низкой пассивной безопасности.
Причислять их к багги также неверно, поскольку багги имеют сугубо спортивную направленность, и у них не бывает полного привода. Мини-трактором тоже не назовешь — амбиции у нового класса явно выше, как и цена. По компоновке основных агрегатов они ближе всего к мотовездеходам: мотор расположен посредине, между сиденьями водителя и пассажира, сверху закрыт пластиковым кожухом. Трансмиссия и шасси такие же, как на утилитарных мотовездеходах: вариатор, возможность подключения переднего привода, блокировка дифференциала, понижающая передача и задний ход. Передняя и задняя подвески — чаще всего независимые, с большим рабочим ходом.
Многим не нравятся мотовездеходы из-за того, что на них нужно сидеть верхом на сиденье без опоры для спины, держать в руках руль-палку, на котором расположены рычаги и переключатели. И при этом, чтобы не сделать «уши» на поворотах, нужно активно работать телом, наклоняясь из стороны в сторону. То ли дело автомобильная посадка: сидишь расслабленно в кресле со спинкой, в руках привычная «баранка», под ногами — педали тормоза и газа. Пассажир тут же, рядом, и не надо беспокоиться, что он вывалится на кочках или при резком разгоне. Защита от непогоды также лучше, чем на квадроцикле. Как и в автомобиле, нужно пристегиваться ремнями, сзади и сверху сидений установлен каркас безопасности, на который можно установить дополнительные фары и легкосъемную кабину. Вход — сбоку, но дверей либо нет совсем, либо они легкосъемные. В общем, с какой стороны ни посмотри, у автоквадроциклов одни плюсы. Даже удивительно, что вышли на рынок они совсем недавно, гораздо позже АТV.
Трудности возникают не только с классификацией, но и с названием класса. Даже за границей, где автоквадроциклы продаются более 10 лет, их именуют по-разному. Чаще всего — UTV (Utility Vehicle — утилитарное транспортное средство), а также «SxS» (side-by-side, что буквально переводится как бок о бок) или по названию модели, которая у каждого крупного производителя стала именем нарицательным. Так, у Kawasaki это Mule («Мул»), у Polaris — Ranger («Рейнджер»), у Arctic Cat — Prowler («Бродяга»), у Yamaha — Rhino («Носорог»), у Deer — Gator («Аллигатор»). В общем, принимать следует их такими, какие они есть, — гибриды, заполняющие нишу между мотовездеходами и вседорожными автомобилями.
Для кого же предназначены мотовездеходы класса side-by-side? Прежде всего для того, кому автомобиль-пикап кажется слишком большим и тяжелым, а мотовездеход — маленьким и излишне спортивным. В Америке, на чей рынок в основном и нацелены эти аппараты,их покупают фермеры, строители, работающие вдалеке от дорог, сельские жители, охотники, рыболовы, лесники. Благодаря объемному кузову машинки удобны и для перевозки инвентаря для гольфа. A Polaris Ranger и Deer Gator используются наряду с Hummer в вооруженных силах США при проведении спецопераций. Еще одно важное предназначение — охота. Для машин выпускаются специальные кронштейны для перевозки ружей, которые закрепляются на трубах защитного каркаса. С таким же успехом вместо ружей можно закрепить удочки — и поехать «охотиться» на рыбу.Несмотря на очевидные достоинства автоквадроциклов, их производят сравнительно недолго и ограниченное число фирм.
На американском рынке одними из первых в 1993 г. появились утилитарники семейства Gator от старейшей американской тракторной компании John Deere (современное название Deere&Company). Эстафету приняла японская компания Kawasaki: в 1997 г. она вывела в свет модель Mule. А годом позже крупнейший американский производитель мототехники и снегоходов Polaris запустил сразу две модели под именем Ranger, в том числе одну колесной формулы 6×6.
Успех новых машин подтолкнул другого японского мотогиганта Yamaha к разработке модели Pro Hauler 700, а позже — семейства Rhino. В том же 2003 г. разродился автоквадроциклом и канадский концерн BRP — модель называлась Sarasota1000 и подготовлена была в содружестве с Deere&Company. Впрочем, выпускалась она всего два года. В 2004 г. американский филиал крупной японской компании Kubota Tractor Corp. выпустил модель RTV900 с 3-цилиндровым дизелем и гидромеханической коробкой передач. Годом позже еще один американский производитель ATV и снегоходов Arctic Catвыпустил свою версию под названием Prowler.
Продукция каждого производителя имеет свою изюминку. У Deere и Polaris это 6-колесные полноприводные модели, причем на задние колеса можно надеть легкие гусеницы. Kawasaki и Deere предлагают дизельные двигатели, машиныKubota имеют гидроподъемник кузова и могут оснащаться легкой кабиной с кондиционером воздуха.
Общая тенденция развития автоквадроциклов — наращивание рабочего объема мотора и мощности, уклон в спортивность моделей в ущерб их утилитарности. Яркий пример тому —
Ranger RZR 2008 модельного года. У него новая компоновка: мотор переехал назад, за сиденья водителя и пассажира, которые, кстати, стали анатомическими. Фермерский кузов уступил место крохотному каркасному багажнику. В общем, машина приблизилась к багги как по внешнему виду, так и по улучшенным ходовым качествам. Аппарат выделяется самым мощным инжекторным мотором (760 см3, 64 л. с). Тем же путем пошли и апологеты самого утилитарного семейства Mule, у которых максимальная скорость ограничена 40 км/ч.
На американском рынке встречаются автоквадроциклы компаний Тоrо и E-Ton America, но они больше походят на игрушки для взрослых, чем на рабочие аппараты. Последние два года активизировались китайские компании. Их машины выделяются низкой ценой при непонятных пока показателях надежности и долговечности.
На российский рынок попадают единичные модели автоквадроциклов. Те, кому действительно нужна подобная машина, скорее купят за те же деньги какой-нибудь «уазик», гусеничный «Ухтыш» на его базе или трактор «Беларусь». А те, кому она нужна для развлечения, скорее возьмут спортивный квадроцикл и будут на нем заряжаться адреналином. Но ситуация быстро меняется, и вскоре следует ожидать рост популярности машин side-by-side.
Источник: Спецвыпуск «За рулём» #12 (13) 2008.